Сайт находится на доработке

К сожелению, многие разделы сайта ещё находятся в стадии наполнения.

Приносим извенения за временные неудобства!

 ____________assets/manager/Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов.doc  

 

                      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН   

   Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов               и проектов нормативных правовых актов    

Принят Государственной Думой                   3 июля 2009 года    Одобрен Советом Федерации                      7 июля 2009 года     (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ;                    от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)     

Статья 1     

1. Настоящий   Федеральный   закон  устанавливает  правовые  иорганизационные  основы  антикоррупционной  экспертизы  нормативныхправовых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов  в целяхвыявления  в  них  коррупциогенных  факторов  и   их   последующегоустранения.    

2. Коррупциогенными факторами являются  положения  нормативныхправовых    актов    (проектов    нормативных    правовых   актов),устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие  пределыусмотрения или возможность необоснованного применения исключений изобщих  правил,  а  также  положения,   содержащие   неопределенные,трудновыполнимые  и  (или) обременительные требования к гражданам иорганизациям  и  тем  самым  создающие   условия   для   проявлениякоррупции.    

  Статья 2    

  Основными принципами  организации антикоррупционной экспертизынормативных правовых актов (проектов  нормативных  правовых  актов)являются:     1) обязательность  проведения   антикоррупционной   экспертизыпроектов нормативных правовых актов;     2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другиминормативными правовыми актами;     3) обоснованность,  объективность и проверяемость  результатовантикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых актов (проектовнормативных правовых актов);     4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизунормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);     5) сотрудничество  федеральных  органов исполнительной власти,иных государственных органов и организаций, органов государственнойвласти    субъектов    Российской   Федерации,   органов   местногосамоуправления,  а  также  их  должностных  лиц  (далее  -  органы,организации,   их  должностные  лица)  с  институтами  гражданскогообщества при проведении  антикоррупционной  экспертизы  нормативныхправовых актов (проектов нормативных правовых актов).     

Статья 3 

   1. Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов(проектов нормативных правовых актов) проводится:     1) прокуратурой   Российской  Федерации  -  в  соответствии  снастоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О  прокуратуреРоссийской  Федерации",  в  установленном  Генеральной прокуратуройРоссийской Федерации  порядке  и  согласно  методике,  определеннойПравительством Российской Федерации;     2) федеральным   органом    исполнительной    власти в областиюстиции  -  в   соответствии  с  настоящим  Федеральным законом,  впорядке и согласно       методике,   определенным    ПравительствомРоссийской Федерации;     3) органами,  организациями,  их  должностными  лицами   -   всоответствии   с   настоящим   Федеральным   законом,   в  порядке,установленном   нормативными   правовыми   актами   соответствующихфедеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственныхорганов и организаций,  органов  государственной  власти  субъектовРоссийской Федерации,  органов местного самоуправления,  и согласнометодике, определенной Правительством Российской Федерации.     2. Прокуроры  в  ходе  осуществления своих полномочий проводятантикоррупционную экспертизу нормативных  правовых  актов  органов,организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:     1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;     2) государственной      и     муниципальной     собственности,государственной и  муниципальной  службы,  бюджетного,  налогового,таможенного,   лесного,  водного,  земельного,  градостроительного,природоохранного     законодательства,      законодательства      олицензировании,    а    также    законодательства,    регулирующегодеятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций,создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;     3) социальных   гарантий   лицам,   замещающим    (замещавшим)государственные     или    муниципальные    должности,    должностигосударственной или муниципальной службы.     3. Федеральный  орган  исполнительной власти в области юстициипроводит антикоррупционную экспертизу:     1) проектов  федеральных  законов,  проектов указов ПрезидентаРоссийской  Федерации  и   проектов   постановлений   ПравительстваРоссийской   Федерации,   разрабатываемых   федеральными   органамиисполнительной   власти,   иными   государственными   органами    иорганизациями, - при проведении их правовой экспертизы;     2)  проектов  поправок  Правительства  Российской  Федерации кпроектам  федеральных законов, подготовленным федеральными органамиисполнительной    власти,   иными   государственными   органами   иорганизациями, - при проведении их правовой экспертизы;          (Вредакции     федеральных     законов     от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ;от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)     3) нормативных    правовых    актов    федеральных     органовисполнительной власти,  иных государственных органов и организаций,затрагивающих права,  свободы и обязанности человека и  гражданина,устанавливающих    правовой    статус   организаций   или   имеющихмежведомственный   характер,   а   также   уставов    муниципальныхобразований  и  муниципальных правовых актов о внесении изменений вуставы  муниципальных  образований   -   при   их   государственнойрегистрации;     4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральныйрегистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.(В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)     4. Органы,   организации,   их   должностные   лица   проводятантикоррупционную  экспертизу  принятых  ими  нормативных  правовыхактов (проектов  нормативных  правовых  актов)  при  проведении  ихправовой экспертизы и мониторинге их применения.     5. Органы,  организации,  их   должностные   лица   в   случаеобнаружения  в  нормативных  правовых  актах  (проектах нормативныхправовых  актов)  коррупциогенных   факторов,   принятие   мер   поустранению  которых  не относится к их компетенции,  информируют обэтом органы прокуратуры.     6.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных правовых актов,принятых   реорганизованными   и   (или)   упраздненными  органами,организациями, проводится органами, организациями, которым переданыполномочия   реорганизованных   и   (или)   упраздненных   органов,организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовыхактов. (Часть       дополнена       -       Федеральный       законот 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)     7.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных правовых актов,принятых   реорганизованными   и   (или)   упраздненными  органами,организациями,   полномочия   которых  при  реорганизации  и  (или)упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которогоотносится   осуществление   функции  по  выработке  государственнойполитики  и  нормативно-правовому  регулированию  в соответствующейсфере  деятельности,  при мониторинге применения данных нормативныхправовых актов. (Часть     дополнена     -     Федеральный    законот 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)     8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованныхи  (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных фактороворганы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и(или)  упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенциикоторого    относится    осуществление    функции    по   выработкегосударственной  политики  и  нормативно-правовому  регулированию всоответствующей  сфере деятельности, принимают решение о разработкепроекта нормативного правового акта, направленного на исключение изнормативного  правового  акта реорганизованных и (или) упраздненныхоргана, организации коррупциогенных факторов. (Часть   дополнена  -Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)     

Статья 4 

     1. Выявленные   в   нормативных   правовых   актах   (проектахнормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:     1) в требовании прокурора об изменении нормативного  правовогоакта  или  в  обращении прокурора в суд в порядке,  предусмотренномпроцессуальным законодательством Российской Федерации;     2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционнойэкспертизы в случаях,  предусмотренных  частями  3  и  4  статьи  3настоящего Федерального закона (далее - заключение).     2. В требовании прокурора об изменении нормативного  правовогоакта  и  в  заключении должны быть указаны выявленные в нормативномправовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенныефакторы и предложены способы их устранения.     3. Требование прокурора об  изменении  нормативного  правовогоакта  подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом,организацией или должностным лицом не позднее чем  в  десятидневныйсрок  со  дня  поступления требования и учитывается в установленномпорядке органом, организацией или должностным лицом, которые издалиэтот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора обизменении   нормативного    правового    акта,    направленное    взаконодательный  (представительный)  орган  государственной  властисубъекта Российской Федерации или в представительный орган местногосамоуправления,  подлежит  обязательному  рассмотрению на ближайшемзаседании соответствующего органа  и  учитывается  в  установленномпорядке  органом,  который  издал  этот  акт,  в соответствии с егокомпетенцией.     4. Требование  прокурора  об  изменении нормативного правовогоакта может быть обжаловано в установленном порядке.     4-1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционнойэкспертизы  в  случаях,  предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3настоящего  Федерального  закона,  носят обязательный характер. Привыявлении  коррупциогенных  факторов  в  нормативных правовых актахфедеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственныхорганов  и  организаций, затрагивающих права, свободы и обязанностичеловека  и гражданина, устанавливающих правовой статус организацийили   имеющих   межведомственный   характер,   а  также  в  уставахмуниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесенииизменений  в  уставы  муниципальных  образований  указанные акты неподлежат государственной регистрации. (Часть       дополнена      -Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)     5.  Заключения,  составляемые при проведении антикоррупционнойэкспертизы  в  случаях,  предусмотренных  пунктами 1, 2 и 4 части 3статьи  3  настоящего  Федерального  закона, носят рекомендательныйхарактер  и  подлежат  обязательному  рассмотрению соответствующимиорганом, организацией или должностным лицом. (В            редакцииФедерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)     6.  Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключениикоррупциогенных  факторов,  разрешаются  в  порядке,  установленномПравительством Российской Федерации. (В    редакции    Федеральногозакона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)     

Статья 5     

1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке,предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации,за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционнуюэкспертизу   нормативных   правовых   актов  (проектов  нормативныхправовых  актов).  Порядок  и  условия  аккредитации  экспертов  попроведению  независимой  антикоррупционной  экспертизы  нормативныхправовых    актов    (проектов    нормативных    правовых    актов)устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в областиюстиции. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)     2. В заключении по результатам  независимой  антикоррупционнойэкспертизы  должны  быть  указаны выявленные в нормативном правовомакте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные  факторыи предложены способы их устранения.     3. Заключение  по  результатам  независимой  антикоррупционнойэкспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательномурассмотрению органом,  организацией или должностным лицом,  которымоно  направлено,  в  тридцатидневный срок со дня его получения.  Порезультатам рассмотрения гражданину  или  организации,  проводившимнезависимую   экспертизу,  направляется  мотивированный  ответ,  заисключением случаев,  когда в заключении отсутствует предложение  оспособе устранения выявленных коррупциогенных факторов.       Президент Российской Федерации                

  Д.Медведев      Москва, Кремль     17 июля 2009 года     N 172-ФЗ